Байон (ប្រាសាទបាយ័ន, Prasat Bayon), Ангкор Том (Ангкор Тхом)
Кхмеры отлично понимают без "х". Вроде бы эта буква в названии латиницей есть, но произносится совсем не так, поэтому получается Том. Но это не так важно
 
Я миновал западный вход в Ангкор Ват и пошел по дороге в направлении Ангкор Тома или Тхома. На карте я видел, что он где-то там, а после суеты и толп людей в Ангкор Вате мне больше всего хотелось просто идти, ни о чем не думая, слушать, смотреть по сторонам и чувствовать свободу. Было ужасно жарко, пыльно, шумно и очень необычно
 
Ангкор
 
Именно этого я и хотел с самого начала. Не изучать барельефы, переходя от стены к стене, хотя это тоже интересно, а просто быть в обстановке, никак не напоминающей обычную городскую жизнь. Здесь и позже в других местах этого было предостаточно. И особенно во второй половине дня, когда туристы потихоньку начинали разъезжаться и можно было остаться наедине с джунглями и древними руинами. Я миновал толпу туристов у храма Пном Бакенг, где полицейский предложил мне купить его значок (мне говорили, что такое бывает, а иногда предлагают купить форму), потом были другие древние руины, а за ними ров и ворота. Закат освещал лики Будды (или короля Джаявармана 7, или их двоих сразу)
 
Ангкор
 
Ангкор Том был построен позже Ангкор Вата, но на месте старой столицы, поэтому кроме храма Байон, посвященного Будде и построенного в конце 12, начале 13 века в центре Ангкор Тома, здесь есть руины куда более древних сооружений. Через некоторое время я вышел к сильно разрушенному храму, когда было еще не совсем темно, но солнце уже спряталось за верхушками деревьев. Рядом с храмом и внутри были какие-то люди, поэтому я решил, что еще есть время до темноты, а потом поймаю тук-тука. В тот вечер я еще не знал об особенностях ночной жизни Камбоджи и о том, что рядом с храмами тук-туков ловить бесполезно
 
Байон
 
Байон много раз достраивали и перестраивали, кхмерская империя позже вернулась к индуизму, и храм стал индуистским. Потом доминирующей религией опять стал буддизм, но другого направления, и храм еще раз перестроили. В конечном итоге Байон бросили в джунглях. На башнях были 216 одинаковых лиц. Есть версия, что это лицо самого короля Джаявармана 7, построившего храм. Есть и другая версия, по которой лица на башнях изображают Бодхисатву. Мне еще предстояло увидеть, что умеют делать с человеческими сооружениями джунгли, но этот храм уже был расчищен и состоял преимущественно из сложенных в ожидании реставраторов каменных блоков
 
Байон
 
Заметно стемнело. Я поглядывал по сторонам, стараясь не пропустить момент, когда пора будет уходить. Краем глаза я все время видел где-то в развалинах монахов и успокаивал себя тем, что еще не поздно. Но в какой-то момент все ушли
 
Ангкор
 
Наступила ночь. Храмы окружены джунглями, здесь полно ядовитых пауков и змей, которые днем редко появляются, а ночью им никто не мешает выползти и случайно попасть под ноги. Есть и призраки, наверное, но в свете вспышки и на экранчике фотоаппарата я их так и не увидел
 
Байон
 
 
 
Байон
 
В Камбодже с наступлением темноты за пределами городов и поселков движение на дорогах останавливается. Из храмов уходят и стараются не оставлять туристов, но меня не заметили. Я вышел на дорогу и пошел в сторону города, надеясь, что кто-то запоздалый будет проезжать и подбросит меня хоть куда-нибудь, потому что дорога была длинная и провести ночь в пути среди кричащих джунглей мне совсем не хотелось. Мне повезло, потому что через некоторое время мимо проехал мотоциклист. Он не остановился, но потом вернулся и согласился довезти меня до границы города, где я мог бы поймать тук-тука. В отель я приехал поздно ночью, а утром отправился в другой храм. В Байоне я побывал и днем, но это был другой день. Как я написал выше, Ангкор Том был новой столицей, построенной на месте более древней столицы, поэтому здесь часто трудно понять, где заканчивается один храм и начинается другой. И труд реставраторов добавляет путаницы, ведь я знал, что очень мало сохранилось со времени постройки, но что именно было сложено из найденных блоков современными реставраторами, оставалось только догадываться. Надеюсь, знатоки меня простят, если к Байону я случайно припишу что-то от соседнего храма. Тук-тук довозил меня до одного входа, мы договаривались, что он будет ждать у другого, а потом я бродил среди древностей безо всякой цели, просто получая удовольствие от окружающего. Днем я вошел в Байон с другой стороны
 
Байон
 
Храм был сильно разрушен и его продолжают собирать из каменных блоков подобно тому, как собирают мозаику. На фотографии ниже очень хорошо собранное здание, но видна разница между сохранившимся основанием без единой видимой щели и остальной частью, где блоки даже не всегда на своих местах
 
Байон
 
Стены Байона покрывали барельефы, и если присмотреться, то под этими маленькими фигурками можно рассмотреть остатки еще более тонкой резьбы. В Ангкор Вате все сохранилось намного лучше, но и здесь вполне можно увидеть уровень мастерства
 
Байон
 
 
 
Байон
 
Я поднялся выше и сверху посмотрел на места, где ходил в темноте за день до этого
 
Байон
 
Мне казалось тогда в темноте, что над головой копошатся летучие мыши, но на снимке со вспышкой я ничего не нашел. Так выглядели башни снизу (внутри)
 
Байон
 
И конечно верхний уровень стоило посетить, чтобы оказаться лицом к лицу с Джаяварманом седьмым (или Буддой, или с обоими в одном лице)
 
Байон
 
 
 
Байон
 
Где-то далеко внизу в тени деревьев стоял и дожидался тук-тук
 
Байон
 
Из Байона я направился в соседний Бапуон
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2015