Тмутаракань и Гермонасса
На раскопки зимой можно попасть только по берегу со стороны моря. Со стороны станицы территория обнесена забором, и калитка закрыта
 
Тамань. Тмутаракань
 
Высокий берег осыпается, поэтому ходить слишком близко к краю опасно. Тамань постепенно уходит под воду
 
Тамань
 
Но музей пока еще на суше, и сначала я посетил его. Это небольшое здание,
 
Тамань
 
в помещениях которого хранятся преимущественно копии найденных ценных вещей или вещи, не слишком ценные для Петербурга или Москвы. Первые люди на Тамани появились по современным данным более полутора миллионов лет назад (Синяя Балка, олдувай), но тогда и Тамань, и люди сильно отличались от современных. Первые "археологи" появились, вероятно, после того, как на Тамань пришли люди, умеющие хоронить. Сама археология появилась намного позже
 
 
На фотографии ниже прорисовка надписи с Тмутараканского камня. Похожие копии иногда встречаются на Тамани. В 11 веке цифры писали буквами алфавита, а остальное вполне можно прочитать: "В лето 6576 индикта Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Корчева 14000 сажен". 6576 год соответствует 1068 году н.э. современного календаря. В 10 веке князь Святослав разгромил Хазарский каганат и на Тамани установилась власть Киевской Руси. Во второй половине 10 века Тмутаракань стала столицей Тмукараканского княжества, которое предположительно включало часть Крыма, Таманский полуостров, называвшийся тогда Тмутараканью, и земли Прикубанья. Вероятно, здесь, у стен Тмутаракани князь Мстислав Владимирович в 1022 году сразился с князем Редедей, убил его в бою и покорил касогов. С середины 11 века и до 4 крестового похода Византия считала Тмутаракань (Таматарху) частью империи, и ей управляли наместники. Последним из русских князей упоминается Олег Святославович, правивший до 1094 года, когда он вернул себе Черниговское княжение. Вероятно, с конца 11 века Тмутараканью правили касожские князья, бывшие в родстве с русскими, или половцы. Впрочем, история этих лет противоречиво описана во многих источниках, и я не буду ее пересказывать, но Тмутараканский камень стоит упомянуть еще раз. Надпись была опубликована в 1794 году. По одной из версий, камень нашли при строительстве по приказу Суворова новой русской крепости, когда разбирали старую, в которую, в свою очередь, блок попал из разобранной турецкой крепости. На Тамани, как и во многих других местах, в последние тысячи лет часто использовали камни из древних руин для возведения новых сооружений. История Тмутараканского камня пока закончилась в Санкт-Петербурге, где эта мраморная плита с надписью хранится в Эрмитаже
 
Тамань. Тмутаракань
 
В начале 2020 года я попробовал сфотографировать хотя бы телефоном Тмутараканский камень, который выставлен на втором этаже Эрмитажа. Надпись видно плохо, но что-то даже при плохом освещении различить можно. Фотографии здесь, здесь и здесь. Табличка с описанием для посетителей музея
10 января погода постоянно менялась. Только что светило солнце, как вдруг небо затянуло серыми тучами, и пошел дождь. Глина налипала на обувь и мешала ходить. Разобрать очертания Тмутаракани на раскопках сложно. Много слоев, в каждом из которых целая эпоха, город со своим названием. В Тмутаракани был необычный способ захоронения умерших, который благодаря Никону стал известен в Киеве:
"Обычай погребать иноков в пещерах был заведен при игуменстве преподобного Никона, который принес его из Тмутаракани. Но чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе. Он существенно отличается от обычного чина христианского погребения. Так, умершему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась. Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. Но в Киеве эта традиция прервалась, так как тление тела после погребения здесь было обычным явлением. Господь же прославил в Печерском монастыре Своих угодников нетлением мощей, что явилось чудом"
 
Тамань
 
Самый нижний слой раскопок относят к 6 веку до н.э., когда Тамань состояла из нескольких островов. Очертания Тамани менялись на протяжении тысячелетий и продолжают меняться сейчас. Из-за изменений русла Кубани, уровня моря и различных геологических процессов, когда части суши поднимались или опускались, Тамань за последние две с половиной тысячи лет побывала группой островов, островом и полуостровом. Если верить современным гипотезам, примерно 20 тысяч лет назад Черное море потеряло связь с океаном, его уровень постепенно понизился, и вода стала пресной или малосоленой. 6-8 тысяч лет назад, когда берега уже были заселены людьми, произошел подъем уровня моря из-за случившихся сильнейших землетрясений, которые привели к образованию пролива Босфор. В изолированное до этого Черное море хлынули потоки соленой воды из Средиземного моря, и уровень в один или два этапа поднялся на 100 или даже более метров за очень короткое время. Пресноводные обитатели погибли, остатки их организмов разложились на дне, из-за чего образовалось большое количество сероводорода, который поднимается сейчас до глубины 50-70 метров. На этом этапе появилось знакомое нам Черное море. Можно только догадываться, какие народы и как жили на побережье до потопа, и сколько еще тайн предстоит открыть археологам. Может быть, именно этот потоп лег в основу библейской истории о спасении Ноя на горе Арарат. Но все это происходило задолго до прибытия первых древнегреческих колонистов, у которых были свои боги
 
Тамань
 
Аргонавты были не первыми, кому удалось пройти Симплегады (мифические сталкивающиеся скалы в проливе Босфор), и уже нельзя сказать, когда именно первые мореплаватели смогли попасть из Средиземного моря в Черное (или наоборот). К моменту появления древних греков в Понте Эвксинском (Черном море) его берега уже были заселены другими народами, но век шел за веком, и греки основали множество колоний, одной из которых была Гермонасса. Тогда это было поселение на одном из нескольких островов. Рядом с Гермонассой находились Кепы и Фанагория. На островах, вероятно, жили меоты или синды, о которых, как и о других народах, населявших эти земли в то время, известно от греков. Если бы в то время я решил отправиться в плаванье по Черному и Средиземному морю и посетить разные страны, то мне следовало бы выучить древнегреческий язык и обходиться без переводчика. Древнегреческий, как и латынь, изучали мои прабабушки и прадедушки, но по другой причине, да и Ньютон с его знанием древнего иврита и собственным переводом библии в современном мире чувствовал бы себя неуютно. Желание узнать истину часто приводит к интересным результатам, но редко к истине. Если искать информацию по ключевым словам из моих комментариев к фотографиям раскопок Гермонассы на этих страницах, то можно найти массу статей, часто противоречащих друг другу, большинство из которых является интерпретацией переводов на немецкий, русский, английский и другие современные языки относительно немногочисленных сохранившихся текстов на древнегреческом и латыни. Историки и сочувствующие спорят так, будто в спорах рождается истина, но истина не рождается вообще, она всегда была, есть и будет, но открывается немногим, а большинство счастливо живет в неведении. Это лишь вопрос внутренней гармонии. Впрочем, я отвлекся. Зимой 2012 года на Тамани мне хватало современного русского языка. Я смог прочитать надпись о князе Глебе, сделанную тысячу лет назад, но что будет еще через тысячу или две тысячи лет? Кто знает...
 
Тамань
 
Где-то здесь Мстислав поставил церковь после победы над Редедей. Где-то на месте современной Анапы синды чеканили свою первую монету. Я пытался представить себе города древности, но большая их часть уже на дне морском. Когда-нибудь море отступит или поглотит полуостров полностью
 
Тамань
 
Еще несколько фотографий раскопок на другой странице
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2023