Дороги империи и кладбище домашних животных

Страница с похожим названием уже есть на сайте, но она о железной дороге, существовавшей на юге России в начале 20 века

Я почти не показываю известные музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области, хотя побывал во многих из них. У музеев есть сайты с замечательными фотографиями: Русский музей, Государственный Эрмитаж, Музей истории Петербурга, Царское Село, Гатчина, Петергоф и другие. Различные путеводители когда-то помогли мне с выбором интересных мест для воскресных прогулок, но со временем я все чаще стал использовать другие ресурсы и социальные сети. На смену дворцам пришли заброшенные особняки, погоревшие церкви или даже кладбища. Не слишком популярных среди туристов мест хватает и в Царском селе

Промышленные железные дороги строились в России еще в 18 веке, но не получили в то время широкого распространения. Первая пассажирская железная дорога общего пользования появилась на севере Россiйской имперiи в первой половине 19 века. Она была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села. Официально Царскосельская железная дорога была открыта 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года. Впрочем, с историей железнодорожного транспорта можно познакомиться в Музее железных дорог России, а здесь только об остатках Императорского пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом

До настоящего времени сохранилась только первая ветка Императорского пути. От второй и третьей почти ничего не осталось. На современных спутниковых снимках было довольно сложно найти хотя бы насыпи исчезнувших железных дорог, поэтому я использовал немецкую аэрофотосъемку конца тридцатых годов и времен Великой Отечественной Войны

Императорский путь
Императорский путь

Современная карта, на которой отмечена сохранившаяся первая ветка и исчезнувшие участки

Императорский путь
Императорский путь

Я не нашел документы, объясняющие последовательность появления этих трех разных дорог в период с 1895 по 1902 годы, однако все происходило после вступления на престол Николая II. Некоторое представление о том, как принимались решения в прошлом, можно получить из "Исторического очерка развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно", хотя об этом эпизоде в очерке не рассказывается. Как бы то ни было, в 1895 году было построено деревянное здание вокзала, на который по Петербурго-Варшавской железной дороге прибывали императорские поезда, меняя направление на станции Александровская. Вокзал достраивался, но оставался деревянным и после появления второй ветки и третьего Императорского пути, пока не сгорел в 1911 году. На снимках здание вокзала в 1902 году и временный павильон на месте сгоревшего вокзала в 1911 году

Императорский путь
Императорский путь
Императорский путь
Императорский путь

Появление отдельных веток и путей можно объяснить удаленностью Царского Села и собственно Александровского дворца, который стал главной резиденцией Николая II, от Петербурго-Варшавской и Царскосельской железных дорог. Третий Императорский путь начинался в Санкт-Петербурге у Императорского павильона, построенного в 1901 году. На снимках ниже павильон в 1911, в 1927 и 2021 годах

Императорский павильон
Императорский павильон
Императорский павильон
Императорский павильон
Императорский павильон
Императорский павильон
Императорский павильон
Императорский павильон

Последние два снимка я сделал в январе 2021 года. Сейчас здание закрыто, но сохранились старые фотографии, сделанные внутри. Витебский (Царскосельский) вокзал был построен тремя годами позже. Он в хорошем состоянии и позволяет получить представление о том, как все могло выглядеть когда-то. Снимки ниже я делал в разные дни осени 2020 года

Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал
Витебский (Царскосельский) вокзал

На последнем снимке выше виден грузовой лифт начала прошлого века. Сейчас он не работает. Императорский (Царский) павильон в Царском селе был построен к трехсотлетию дома Романовых на месте сгоревшего в 1911 году деревянного вокзала. Это здание по стилю схоже с построенными неподалеку казармами Собственного Его Императорского Величества Конвоя, Федоровским городком и Ратной палатой. Осенью 2020 года все входы были закрыты, а само здание окружено забором. Дебаркадер (виден на фотографии встречи Саксонского короля в 1914 году)

Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон

и на открытке начала 20 века (справа - январь 2021 года)

Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон

исчез в тридцатые годы прошлого века. Само здание стало общежитием, а на крыльце устроили кухню. В семидесятых общежитие расселили. На снимках ниже похоронная процессия с гробом дворцового коменданта Дедюлина в 1913 году и вид крыльца в январе 2021 года

Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон

Еще несколько фотографий этой стороны здания, сделанных в ноябре 2020 года

Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон

И пара фотографий другой стороны

Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон

Я не смог попасть внутрь здания, но несколько фотографий, сделанных до того, как здание закрыли, можно найти здесь, например. Судя по фотографиям прошлых лет, крышу оригинальной формы начали восстанавливать уже в девяностые. Зимой я посетил это место еще раз, но дыру в заборе опять заделали. На фотографиях ниже вид от крыльца и вид на Императорский павильон со стороны бывших казарм Собственного Его Императорского Величества Конвоя в январе 2021 года

Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон
Императорский (Царский) павильон

В нескольких местах сохранились еще опоры мостов Императорского пути. Он проходил перед Египетскими воротами. Опоры я нашел здесь

Императорский путь
Императорский путь
Императорский путь
Императорский путь

и здесь

Императорский путь
Императорский путь
Императорский путь
Императорский путь

Есть еще и другие места, где можно увидеть остатки мостов третьего Императорского пути. Например, здесь и здесь. Но осенью и зимой погода была не очень подходящей для пеших прогулок по берегам реки Кузьминки, поэтому фотографии этих мест я не делал. Переезд был у Египетских ворот. Их построили в 1830 году при Николае I по проекту архитектора Менеласа на въезде в Царское село. Ворота построены из кирпича и облицованы чугунными плитами. Внутри были караульные помещения, которые в советское время стали жилыми. После смерти последнего жильца и реставрации в конце восьмидесятых годов 20 века входы в башни "пилона" закрыли, а дорогу пустили в объезд. На фотографиях ниже ворота в конце 19 века, в 1948 году после войны и в ноябре 2020 года

Египетские ворота
Египетские ворота
Египетские ворота
Египетские ворота
Египетские ворота
Египетские ворота
Египетские ворота
Египетские ворота

Царское Село и окрестности были сильно разрушены в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1919 году Северо-Западная армия под командованием генерала Юденича ненадолго отбила Царское Село у большевиков. Сложно винить советскую власть в разрушении Царского Села, потому что при советской же власти многое было восстановлено. Но далеко не все. Например, Екатерининский собор, взорванный в 1939 году, был воссоздан уже в 2010 году. С 1941 по 1944 город Пушкин был оккупирован немецкими войсками. Здесь стояла испанская "голубая" дивизия. Войска оккупантов повредили и уничтожили многие сооружения. После освобождения началось восстановление и реставрация города. Убранство Янтарной комнаты, похищенное в годы оккупации, было воссоздано только в 2003 году. Императорский путь проходил рядом с казармами Собственного Е.И.В. Конвоя. Здания были восстановлены с упрощениями декора в пятидесятые годы 20 века. Сейчас в них размещаются корпуса СПбГАУ. Деревья, посаженные в восьмидесятых, сильно выросли. Снимки я делал осенью и зимой 2020 и 2021 годов

казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя
казармы Собственного Е.И.В. Конвоя

И несколько слов о кладбище домашних животных. Гуляя осенью по Александровскому парку, я обратил внимание на небольшой остров в середине Детского пруда. На острове было хорошо видно небольшое здание и что-то еще темное, но правильных очертаний виднелось в кустах

Детский пруд
Детский пруд
Детский пруд
Детский пруд

Попасть на остров было никак нельзя, потому что лодок или мостов для переправы здесь нет. Но они были в прошлом. Пруд, остров и Детский домик появились в первой половине 19 века. Домик предназначался для детей Николая I. Здесь часто бывал "добрый Саша" - будущий император Александр II. Рядом с домом на "мысе доброго Саши" когда-то были установлены бюсты его учителей - Жуковского и Мердера. Бюстов здесь давно нет, но остались основания, на одном из которых я поскользнулся в январе 2021 года. Сейчас на остров можно попасть только зимой по льду. Здесь была переправа

Детский домик
Детский домик

Домик заколочен, а различимые с противоположного берега пирамиды

Детский домик
Детский домик

оказались надгробьями. Я очистил камни от снега и прочитал:

Шилка, Иманъ, Воронъ, Эра
Шилка, Иманъ, Воронъ, Эра

Шилка
1894-1910

Иманъ
6 Декабря 1895 г.
2 Октября 1902 г

Воронъ
Декабря 1889 г.
Сентября 1895 г

Эра
1894-1906

Император Николай II похоронил здесь трех своих любимых собак. Эра была любимой собакой жены Николая II. Здесь можно было бы еще рассказать историю про могилу Распутина, но лучше в другой раз

Пушкин
Пушкин
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2025