<--! -->
Кубань несудоходная

Про судоходство на Кубани я что-то читал и слышал, но это было очень давно. Вроде бы в Краснодаре был порт, но в Краснодар я прилетал и приезжал несколько раз на соревнования и в командировки, поэтому город почти не видел. Тем более, мне не приходилось видеть набережную и краснодарский речной флот. Как-то в 2008 году я увидел край Кубанского моря из иллюминатора во время посадки

Кубанское море
Кубанское море

Мне плохо представлялось, откуда и куда могли бы ходить суда. В начале января 2012 года я путешествовал по Тамани и однажды пересекал Кубань по мосту, но река была настолько узкой и невзрачной, что я даже не подумал ее фотографировать. Задача у меня в ту поездку была другая: увидеть Керченский пролив во льдах, но море замерзло вскоре после того, как я вернулся в Москву. Некоторые снимки из того путешествия теперь стали частью истории. Украинская пограничная застава где-то там на острове Тузла, да и сам пролив, через который теперь проходит мост

Остров Тузла
Остров Тузла

Тамань по большей части плоская, как стол. Проезжая через Темрюк, я делал остановку и пробовал рассмотреть устье Кубани через объектив 28-300 в туманную дождливую погоду, но так ничего и не увидел. Устье где-то справа от порта, а русло Кубани должно проходить перед портом. Это порт с горки. Сейчас трудно представить, что здесь в советское время по маршруту Краснодар-Севастополь три раза в неделю ходили суда на подводных крыльях

Темрюк. Порт
Темрюк. Порт

Но в Краснодаре я ожидал увидеть что-то совсем другое. Ниже фотография 1980 года и открытка начала 20 века, изображающая пристань в Екатеринодаре (Краснодаре)


Эти изображения судов я взял из заметки о речном флоте Кубани. Флот недавно прекратил свое существование, но такое время от времени случается, поэтому можно ожидать появления портов и речных судов на Кубани в будущем. В другой заметке об истории судоходства на Кубани упоминается несколько таких случаев, начиная с 1859 года. Со знанием краткой истории трудностей судоходства я решил пройтись по берегу Кубани в Краснодаре. Новостью для меня было то, что Краснодар находится только на правом берегу реки, а на левом – Республика Адыгея. Позже я ознакомился с историей Краснодара и понял причину. Мой путь начался с затона у парка 30-летия Победы, где в прошлом находился речной порт. Пришлось сделать панораму затона, потому что высотки не помещались в кадр

Краснодар. Затон
Краснодар. Затон

Вид на Кубань вниз по течению. Какое-то прогулочное судно все же здесь есть

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

Кубань вверх по течению. Набережная на правом берегу реки и аул Новая Адыгея на левом. Цвет воды совсем не такой, как в Армавире. Здесь Кубань выглядит чистой от ила и немного зеленой. В Армавире такой цвет я видел только зимой

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

Тучи что-то предвещали, но по прогнозу дождя не должно было быть. От внезапного ливня меня спасла только беседка в парке. Судя по надписям на табличках, эти места для пикников платные, но укрыться здесь больше было негде. Грохотал гром, и дождь лил как из ведра целый час, а потом все стихло

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

Я пошел дальше, поднимаясь выше по течению и не удаляясь по возможности от берега, пока не вышел на дорогу, вдоль одной стороны которой выстроились особняки, а по другую сторону была Кубань. На противоположном берегу тоже были дома, но когда оставались только деревья, я сочинял свои "пасторали"

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

Эти снимки я сделал где-то здесь и здесь

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

Через некоторое время я вышел к старому Яблоновскому мосту, хотя и не знал в тот момент о нем ничего, включая его название

Краснодар. Яблоновский мост
Краснодар. Яблоновский мост

Мост построили в 1952 году, но к 2019 году он обветшал, и рядом начали строить новый мост, с которого я и сделал этот снимок. Старый мост высокий, но проход на него по понятным причинам закрыт, поэтому вид на Кубань включает пролет моста

Краснодар. Яблоновский мост
Краснодар. Яблоновский мост

Дальше за мостами начиналась промзона, и в следующий раз я вышел к берегу уже где-то в районе Дубинки, что бы это ни значило. Здесь тоже есть какие-то небольшие суда для переправы с берега на берег

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

Так я шел тропинками по берегу, временами вспоминая, что нахожусь почти в центре столицы Кубани с населением более миллиона человек. Всю дорогу я не знал, что увижу дальше, и пришел на Вишняковский пляж

Краснодар. Вишняковский пляж
Краснодар. Вишняковский пляж

Здесь я спросил у мальчишек, как мне выбраться с пляжа, и они объяснили, что дальше есть тропинка или нужно возвращаться. Тропинка вела через ручей и забор с колючей проволокой, но как-то же они сюда прошли, так что и я прошел и оказался на пустыре. Я не фотографировал, потому что и по карте видно, что это за место. Где-то здесь был грузовой порт. Все же я решил посмотреть на затон. Довольно живописно,

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

а в зарослях припарковалась баржа

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

За время моей прогулки по реке прошли только два судна

Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань
Краснодар. Кубань

На этом я решил остановиться и продолжить осмотр берегов в Краснодаре в другой раз с Путейского порта возле водохранилища на старом русле, как он был назван в заметке о речфлоте Кубани. Если не считать Санкт-Петербург, где в 1886 году аэрофотосъемку выполнил А.М.Кованько, снимки с высоты городов России, как правило, были впервые сделаны немцами в период подготовки к нападению Германии на Советский Союз или уже во время войны. Краснодар не является исключением, но в 1942 или 1943 годах Краснодарского водохранилища не было, а площадь и население Краснодара были значительно меньше. Какой-то порт и затон в том месте, где я начинал свой путь вдоль Кубани, были. Интересно, что на этом же месте на плане Екатеринодара 1897 года есть пристань. Вероятно, там и начиналось Кубанское судоходство. Переправа с катерами, которую я показывал выше, отмечена еще на плане Екатеринодара 1888 года двумя мостами. Спутниковый снимкок 1977 года был сделан, наверное, в лучшие годы, когда по Кубани ходили суда на подводных крыльях. Краснодарское водохранилище наполнили в 1973 году. Вероятно, в этот период появились порты в районе улицы Вишняковой и в Пашковском затоне, как и пристань в Обрывном затоне появилась после того, как Кубань стала более предсказуемой, а сам Краснодар дорос до этих берегов. Ниже аэрофотосъемка, спутниковый снимок 1977 года и несколько снимков с Google Earth разных лет, на которых в 2002 еще есть порт, в 2003 появился мост, который называют "мостом поцелуев" по неизвестной мне причине. В 2009 и 2011 на месте порта построили элитный жилой коплекс. Его достраивали позже не без участия флота


Пашковский затон стал заметно меньше, а Кубань и водохранилище мало изменились с 1977 года


Затон образовался на месте старого русла Кубани, которое проходило здесь до появления водохранилища. Это место я посетил в конце июня. Я не знал, как все будет выглядеть, и сначала увидел памятный знак на месте бывшей Пашковской переправы

Пашковская переправа
Пашковская переправа

Он был установлен у моста, на который я поднялся позже, а для начала вышел на берег затона, где увидел небольшие старые суда и порт

Пашковский затон
Пашковский затон

Мост когда-то соединял берега Кубани, но сейчас он ведет в никуда

Пашковский затон
Пашковский затон

В этот мой приезд тучи нависали и грозились, но ливень накрыл Краснодар только вечером. Пока я был на мосту, приходили еще два посетителя, но из-за ураганного ветра долго не задержались. Здесь у меня возникли некоторые сомнения по поводу мемориального комплекса, так как памятник уже есть, а мост не относится к периоду Великой Отечественной. Вероятно, это и есть мемориал, а памятный камень был установлен раньше и остался. Описания боев за переправу не во всем совпадают в разных источниках. Например, здесь, здесь и в других. Однако из всех описаний следует, что переправа была понтонной и оставалась единственной неразрушенной в районе Краснодара, через которую могли переправиться мирные жители и наши войска. За переправу в августе 1942 года шли ожесточенные бои, в которых погибли тысячи защитников, в том числе, призывники 16 и 17 лет. Переправу взорвали наши войска, не дав немцам ее захватить

Пашковский затон
Пашковский затон

С моста открывается красивый вид на старое русло Кубани

Пашковский затон
Пашковский затон

и на затон. В один кадр все не поместилось и пришлось сделать панораму. С проводами

Пашковский затон
Пашковский затон

Мне хотелось увидеть шлюзы, но подойти близко нельзя. Я сделал снимок из-за забора с колючей проволокой. Конечно, было бы интересно посмотреть, как все устроено, как когда-то я делал на канале имени Москвы, но здесь и сейчас это сложно или невозможно

Краснодар. Водохранилище
Краснодар. Водохранилище

Насколько мне известно, судоходство на Краснодарском водохранилище прекратилось давно, но я решил попасть на берег. Карты и местные жители подсказывали, что в самом городе я это сделать не смогу, поэтому пришлось ехать в сторону хутора Ленина. В районе МТФ был выход к берегу. Большего мне было не нужно. Кубанское море

Кубанское море
Кубанское море

Другой берег хорошо видно, хотя до него в этом месте 11-12 километров. Я вышел к воде у канала и шлюза. Здесь все было открыто нараспашку и никаких запрещающих надписей, поэтому я сделал пару снимков

Краснодарское водохранилище
Краснодарское водохранилище

По бетонному берегу мимо прошел человек, но здесь точно не пляж

Краснодарское водохранилище
Краснодарское водохранилище

С другой стороны виднелись какие-то постройки, и я отправился туда

Краснодарское водохранилище
Краснодарское водохранилище

В одном доме ворота были закрыты, и висела доска с предупреждением о том, что вход запрещен. У второго дома все было открыто, ветер стучал дверью, а во дворе стояла машина и лодка. Я не стал здесь снимать, но подошел к берегу. Волны накатывали на затопленные деревья, а вдалеке был виден Краснодар

Краснодарское водохранилище
Краснодарское водохранилище

Надеюсь, судоходство вернется на Кубань, как это бывало не раз, но пока это все

Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2025